Синодальный Отдел
Московского Патриархата
по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами

   
 
Демографическая война в России
Генерал Каппель. Возвращение.
IV Сборы военного духовенства
V Сборы военного духовенства
ХVI Рождественские Чтения. Военная секция
Поиск по сайту
rss2
rss2
Главная arrow История/Святость/Доблесть arrow Мученик Маврикий и с ним 70 воинов: Фотин, Феодор, Филипп и иные
Мученик Маврикий и с ним 70 воинов: Фотин, Феодор, Филипп и иные Версия для печати Отправить на e-mail

Святой Маврикий, военачальник из Апамеи Сирийской, пострадал в 305 году при императоре Максимиане Галерии (305 - 311) вместе с сыном Фотином и подчиненными ему 70-ю воинами (из воинов известны по имени только два - Феодор и Филипп).

Во время гонения языческие жрецы донесли императору, что святой Маврикий распространяет веру во Христа. Приведенные на судилище, святой Маврикий с сыном и его воины твердо и непоколебимо исповедали свою веру и не склонились ни на ласки, ни на угрозы. Тогда их немилосердно били, жгли огнем и терзали железными крючьями. Юношу Фотина, твердо переносившего истязания, усекли мечом на глазах отца. Но и это жестокое испытание не сломило святого Маврикия, который возрадовался, что сын его сподобился мученической кончины.

Тогда мученикам придумали еще более изощренное истязание: их отвели на болотистое место, где были целые тучи комаров, ос. оводов, и привязали к деревьям, обмазав их тела медом. Насекомые жестоко жалили мучеников, томили жажда и голод. Эти муки святые претерпевали в течение 10 дней, но не переставали молиться и славить Бога, пока, наконец, Господь не прекратил их страданий. Злобный мучитель приказал отрубить им головы и бросить их тела без погребения, но христиане тайно ночью похоронили честные останки святых мучеников на месте их ужасной казни.

 

Православный календарь  

 

Проповедь в день памяти мученика Маврикия и 70-ти воинов

 

Истощилась изобретательность мучителей над мучеником Маврикием и другими, память коих совершается ныне, напрасно перепробованы были все роды мучений для отклонения мучеников от Христа. Но вот один из царских советников предложил следующее: «Неподалеку есть болотное место, в котором множество всякого рода насекомых, туда можно отвести мучеников и, намазав тела их медом, привязать к деревьям». Император Максимиан весьма обрадовался этому сатанинскому совету и приказал привести его в исполнение. Святые мученики десять суток терпели ужасные мучения от насекомых, от жару и жажды, и все мирно предали дух свой Богу.

Мученик Маврикий и 70 воинов, пострадавших с ним за Христа, поражают нас дивным терпением: десять суток ужасных мучений, закончившихся медленной смертью, и ни одного слова ропота, ни одного проявления нетерпения. Да будет ныне наше слово о необходимости христианского терпения, без которого невозможно спастись.

Сколь ни совершенны и действительны средства спасения, какие дает нам святая вера наша, но так как в приспособлении их к душе и жизни человека встречаются препятствия и затруднения, то для устранения этих препятствий и для препобеждения сих затруднений требуются некоторые вспомогательные средства. Одно из таких средств указуется нам изречением Господним: претерпевши до конца, той спасен будет. Следственно, вспомогательное средство спасения есть терпение, и притом терпение до конца.

Но и для всех нас необходимо и обязательно терпение. Поэтому все мы, если желаем спастись, должны стяжать терпение и сохранить его до конца. Претерпевый до конца, той спасен будет.

Область терпения должна простираться на всю жизнь человека и на все судьбы человечества в этом мире. С терпением человек приобретает и сохраняет блага, успевает в предприятиях, достигает исполнения желаний, безвредно выдерживает приражения зол: вышедши из терпения, он тотчас в опасности утратить благо и пострадать от зла, или, что не менее бедственно, сделать зло. Минута нетерпения может расстроить годы и века.

Кроме мученичества, как много и долго претерпевали многие подвижники благочестия, которые, по верному для прошедших и последующих времен изображению апостола, проидоша в милотех, и козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени, в пустынях скитающеся, и в горах, и в вертепах, и в пропастех земных (Евр. 11, 37, 38)! И от тощих, по-видимому, семян самоотвержения, добровольных лишений, претерпеваемых искушений, при орошающих слезах и теплоте молитвы, какие обильные в них являлись и являются плоды добродетелей, дарований духовных, благодатной силы и славы, еще на земле не небесной, а потом и из затворенного для нас неба благотворно просиявающей на землю!

Без терпения нет подвига: а без подвига нет добродетели, ни дарования духовного, ни спасения. Ибо Царствие Небесное нудится (Мф. 11, 12).

Хочешь ли, по Заповеди Христовой, стяжать совершенную любовь, объемлющую и врагов? – Размысли, как это возможно. В людях встречаешь ты часто недостатки, нередко пороки, иногда и ненависть к тебе: а это располагает к неуважению людей, к отвращению от них, к взаимной ненависти, а не к любви. Если поколеблется терпение, не устоит и другая добродетель.

Братия, подвижники веры и добродетели! Братия! Подвижники самоотвержения и креста! Терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на Начальника веры и Совершителя Иисуса, и с терпением да продолжим его до конца. Претерпевый же до конца, той спасен будет. Аминь.

 

Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО

 
< Пред.   След. >
 

© 2006 г. ПОБЕДА.RU

При использовании материалов сайта ссылка (в Интернете - гиперссылка) на сайт ПОБЕДА.RU обязательна.

 

 Наверх !  Яндекс цитирования
 Риза . Патриотическая  книга