Синодальный Отдел
Московского Патриархата
по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами

   
 
Демографическая война в России
Генерал Каппель. Возвращение.
IV Сборы военного духовенства
V Сборы военного духовенства
ХVI Рождественские Чтения. Военная секция
Поиск по сайту
rss2
rss2
Главная arrow Тюремное служение arrow Как сделать реабилитацию эффективной? Размышления о воронежском опыте
Как сделать реабилитацию эффективной? Размышления о воронежском опыте Версия для печати Отправить на e-mail

В прошлом номере газеты мы уже писали о состоявшемся 4 июня в Воронежской области семинаре-совещании, посвященному вопросам взаимодействия уголовно-исполнительных учреждений с Православной Церковью и другими организациями, оказывающими духовную и социальную поддержку заключенным. В семинаре принимала участие сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Наталья Пономарева. После семинара она посетила еще несколько учреждений Воронежской области: исправительную колонию в городе Семилуки, дом временного пребывания в Воронеже и единственный пока в России реабилитационный центр в селе Костенки. О своих впечатлениях от поездки Наталья рассказала нашему корреспонденту.

 

На семинаре обсуждались общие вопросы взаимодействия Православной Церкви с УФСИН Воронежской области. После совещания, уже в неформальной обстановке, мне удалось поговорить с начальником этого управления И.В. Потапенко, и в очередной раз меня порадовало то, как руководство ФСИН одобрительно относится ко всем инициативам Русской Православной Церкви. Например, на этом совещании я рассказывала о программах сектора тюремного служения, представляла книгу-сборник по тюремному служению, и И.В. Потапенко, послушав мои доклады, сказал, что его ведомство готово присоединиться ко всем предлагаемым программам, особенно к программам реабилитации. Воронежская земля – это Черноземье, и собирались мы на базе учреждения ФЗУ ИК-10 в Семилуках, которое является базой сельского хозяйства всей Федеральной службы исполнения наказаний. Руководитель этого хозяйства человек верующий, на территории учреждения есть храм. Это колония-поселение, там занимаются сельским хозяйством, и это хозяйство кормит все колонии Центральной России. После совещания мы собрались за столом, и все, что на нем было, – произведено в этой колонии, даже рыба была наловлена в собственном хозяйстве. Воронежцы очень хозяйственные, видно, что это люди, выросшие на земле, - и земля их любит, и они землю любят, и по тому, что было на столе, это очень чувствовалось.


Следующее, что поразило, – это костенковское хозяйство. Им руководит председатель епархиального отдела по взаимодействию с пенитенциарными учреждениями Воронежской области отец Алексей Острик. Реабилитационный центр в селе Костенки также основан на сельском хозяйстве. Но когда я говорила с ребятами, они не называют это реабилитационным центром, они называют это домом - своим домом. С отцом Алексеем мы также посетили так называемые дома временного пребывания в самом Воронеже, которые организованы Общероссийской благотворительной общественной организацией “Преображение в России”. Это целая сеть, можно сказать, домов реабилитации, где люди могут временно найти свое пристанище.  


Когда мы ездили по всем этим реабилитационным центрам, мы обсуждали, как должна происходить реабилитация освободившихся из мест лишения свободы, чтобы она была наиболее эффективна. Очевидно, что она должна начинаться еще в колонии. Реабилитация в православной общине начинается с духовного прозрения человека, с его покаяния. С ним там должен работать и психолог, который социально подготовит его к освобождению, то есть даст какие-то направления – куда идти, с кем разговаривать по поводу устройства на работу, по поводу решения проблем с жильем. И если проблемы с жильем, допустим, не могут разрешиться, тогда таких людей должна поддерживать сеть домов временного пребывания. После того как человек пожил в этом доме временного пребывания, если у него есть желание работать в сельском хозяйстве, то он может дальше идти работать в реабилитационный центр в Костенках. Что хорошо, так это то, что, начиная с колонии, везде - и в Семилуках, и в доме временного пребывания, и в Костенках – люди ходят в храм, читают утреннее, вечернее правило, и у них есть какая-то основа, задел духовной жизни. Собственно, моей задачей, когда я туда приехала, было предложить организовать такую форму общинной жизни, как чтение Священного Писания в группах, то есть кружок чтения Священного Писания. Я и в общине в Семилуках рассказала, как это делается, и в реабилитационном центре в Костенках. Наибольший отклик это предложение вызвало в доме временного пребывания, потому что еще до нашего приезда к ним в общину приходили миссионеры и учили их читать и понимать Евангелие. Они каждый вечер собираются все в общей комнате и по полтора часа читают Евангелие. Если у них возникают какие-то разногласия, то они обращаются за помощью к священнику, пользуются также толкованиями архиепископа Аверкия, Феофилакта Болгарского и другими. В данной общине как раз не хватало книг толкований, и они попросили привезти им «Четвероевангелие» архиепископа Аверкия. Я также пообещала им прислать курс обучения по этой книге с вопросами, потому что с помощью этих вопросов читать Священное Писание интересней, так как они помогают анализировать свою жизнь в свете Священного Писания и сам текст Писания становится более понятным. 


Итак, если рассматривать в качестве модели системы реабилитации эту уже достаточно эффективно функционирующую структуру - колония, дом временного пребывания и реабилитационный центр, то главной составляющей здесь является духовная основа: в колонии, в городе, где расположен дом временного пребывания, при реабилитационном центре – везде есть храм. Объединяющим началом жизни общины также является духовный фактор – это изучение Священного Писания. 


Одной из больших проблем реабилитации является то, что большинство людей, выходя из колоний, возвращаются к старым привычкам, то есть в основном к алкогольной и наркотической зависимости. Возникает вопрос – как в эту предлагаемую модель реабилитации включить работу с алко- и наркозависимыми. Очевидно, что начинать работу надо еще в местах лишения свободы, продолжать в домах временного пребывания и обязательно в реабилитационном центре. Без этого, как бы хороша не была система реабилитации, люди с зависимостями все равно из нее выпадают. 


Недавно я была на семинаре, посвященном вопросам эффективности работы с наркозависимыми. Там приводились такие цифры: процент реабилитации зависимых людей, с которыми работают только в колониях, очень невелик – это буквально доли процента. А если с человеком работают в колонии и потом продолжают такую работу еще полгода после его освобождения, то процент алко- и наркозависимых людей увеличивается до сорока, а если три года – то почти до восьмидесяти. То есть процесс реабилитации после освобождения из колонии в домах ли временного пребывания, в реабилитационных ли центрах должен быть не меньше трех лет. Можно и меньше, но тогда и меньше людей будет выздоравливать. В настоящее время у нас постоянной работы с такими людьми ни в местах лишения свободы, ни в реабилитационных учреждениях не ведется, хотя соответствующие методики существуют. 
И еще одно, что тоже обязательно должно быть введено в систему реабилитации, –психологическая работа. Очевидно, что человек, находясь в местах лишения свободы, травмируется психически, и с этими травмами надо работать и в колонии, и по освобождении. Тогда система реабилитации освобождающихся будет более или менее полной и эффективной. 
Та система, которая постепенно выстраивается в Воронежской области, может рассматриваться как пилотный проект, служащий основой для создания подобных структур по всей стране. Возможно, в настоящее время в рамках взаимодействия Православной Церкви с Федеральной службой исполнения наказаний стоит уделить особое внимание поддержке подобных проектов.

 

Записала Ольга Ермакова 

"Мир всемъ"/ПОБЕДА.RU

 
< Пред.   След. >
 

© 2006 г. ПОБЕДА.RU

При использовании материалов сайта ссылка (в Интернете - гиперссылка) на сайт ПОБЕДА.RU обязательна.

 

 Наверх !  Яндекс цитирования
 Риза . Патриотическая  книга